о. Никодим

Сегодня встретил в аэропорту о. Никодима. Думаю многие мурманчане постарше хорошо помнят этого незаурядного человека, поэтому решил о нем написать.
Знаю его больше двадцати лет. В конце девяностых часто видел Никодима в аэропорту, сначала одного, затем, когда образовалась Мурманская и Мончегорская епархия, с владыкой Симоном. Тогда меня он почему-то постоянно называл «канальюшка», сейчас по имени.
Отец Никодим (в миру Николай Николаевич Каленчук) родился в семье геолога в 1954 году. Окончил медицинское училище. Служил в армии. Работал инспектором уголовного розыска в г. Ленинграде. С 1979 года в церкви — охранник, певчий, чтец. В 1988 году рукоположен в диаконы Свято-Никольской церкви в Мурманске. В 1988 — настоятель церкви в Кандалакше, в 1991-1994 годах — настоятель Благовещенской в Коле. С 1994 года благочинный церквей Мурманской области. С 1996 года и.о. секретаря епархиального управления.
В 2001 году о. Никодим куда-то «пропал» и снова встретил я его случайно в Мурманске только лет шесть назад.

о. Никодим рассказал мне, что все это время служил в Карелии в приходе в г. Костомукша, а сейчас на покое, то есть, говоря светским языком, на пенсии.
Живет Николай Николаевич очень скромно. Уже несколько лет у него проблема с ногой, нужна операция. Его бывшие прихожане в Карелии, которую он покинул шесть лет назад, узнав об этом, похлопотали и костомукшское градообразуещее предприятие устроило о. Никодиму медицинскую страховку и даже взнос за страховку внесло из своих средств. Сейчас Никодим летит в Питер на операцию.
За двадцать лет, которые его знаю, Никодим ничуть не изменился. Разве что внешне, поседел. Такой же общительный и доброжелательный, как и раньше.

Вспоминаю один случай, связанный с о. Никодимом. Правда, сам Никодим к этой истории боком и имеет к ней лишь косвенное отношение.
В конце 1995 года в Мурманск прилетел министр иностранных дел России Андрей Козырев. Этот визит не был чем-нибудь необычным, министр по совместительству был депутатом Государственной Думы от Мурманской области и летал в Мурманск чуть ли не раз в месяц обычными рейсами «Мурманских авиалиний». Вот и в тот раз — дороги не перекрывали, собака с милицией не приходила. Встречали министра человека три-четыре из местного политического бомонда, Ну еще я, как сотрудник аэропорта). Дело было вечером:
—Ну, куда поедем? — спросил Козырев у бомонда.
—Есть одна хорошая турбаза..., — стал предлагать вариант бомонд.
-А как Никодим? Он здесь, в Мурманске? Давайте заедем к Никодиму, — попросил министр.
-Давайте! Давайте! К Никодиму! — согласился бомонд.
В аэропорту компания немного выпила и по дороге к Никодиму в машине стали разговаривать о том, о сем:
-Андрей, Борис Николаевич как? Пойдет на второй срок? Ты-то чего думаешь? Давай в президенты!
-Да не знаю я. Идея хорошая, подумаю, — согласился на подумать «пойти в президенты» Андрей Козырев.
Машину губернатора Комарова, в которой ехала компания, нехороший начальник УФСБ (Гурылев вроде тогда был) оборудовал «жучком». Запись разговора затем гуляла повсюду, включая Госдуму. Когда запись дошла до Бориса Николаевича, который не любил граждан, думающих о пойти в президенты, министру Козыреву пришлось уйти в отставку.
Провокатор Добра
12 января 2019 11:00Дмитрий
12 января 2019 18:59Неаноним
13 января 2019 14:01Соломон
14 января 2019 13:50Я
19 января 2019 18:34да так
16 января 2019 08:45Ст@рый я.
17 января 2019 20:49